Первые признаки школьной дезадаптации

Цель — исследование причин и форм школьной дезадаптации в младшем и подростковом возрасте. Признаки школьной дезадаптации также можно разделить по типам. При этом причина и следствие могут не совпадать. Школьная дезадаптация – это ситуация, когда ребенок оказывается неприспособленным к школьному обучению.

1. Недостаточная подготовка к школе: ребенку не хватает знаний и навыков, чтобы справиться со школьной программой, либо у него плохо развиты психомоторные навыки. Ребенку тяжело сидеть целый урок, не выкрикивать с места, молчать на уроке и т.д.

Первые признаки школьной дезадаптации

4. Социальная дезадаптация. Чтобы вовремя обнаружить дезадаптацию, важно внимательно наблюдать за состоянием и поведением ребенка. Так, при социальной дезадаптации у одного ребенка будут наблюдаться сложности в поведении, другой будет испытывать переутомление и слабость, а третий откажется заниматься «назло учителю». Если ваш ребенок испытывает повышенную утомляемость, снижение работоспособности, слабость, жалуется на головные боли, боли в животе, нарушения сна и аппетита, это явные признаки возникших сложностей.

Ребенок хронически не справляется со школьной программой. Ребенок негативно относится к школе, не хочет туда ходить, не может наладить отношения с одноклассниками и учителями. Школьная дезадаптация проявляется в вандализме, импульсивном и неконтролируемом поведении, агрессивности, непринятии школьных правил, неадекватности требований к одноклассникам и учителям.

Например, ребенок теряется и ничего не может ответить учителю, не может постоять за себя перед одноклассниками. Изначальную причину дезадаптации надо искать в соматическом и психическом здоровье ребенка, то есть в органическом состоянии ЦНС, нейробиологических закономерностях формирования мозговых систем. Это надо делать не только когда ребенок приходит в школу, но и в дошкольном возрасте.

По общему интеллектуальному развитию дети с ММД находятся на уровне нормы или в отдельных случаях субнормы, но при этом испытывают значительные трудности в школьном обучении. Второй по распространенности причиной ШД являются неврозы и невротические реакции.

Основные понятия: школьная дезадаптация, стресс, фрустрация, эмоциональная депривация, неврозы, страхи, депрессия, неврастения. 2. Причины школьной дезадаптации учащихся (стресс, фрустрация, эмоциональная депривация, внутренний конфликт). 3. Что понимается под «школьным неврозом»?

В этом социальном пространстве находит свое место и современная российская школа, которая стремится реализовать следующие принципы государственной политики в области образования. Этот принцип развивает и дополняет предшествующий. В обобщенной форме он признает наиболее значимым в обучении обращение к личности ребенка, признание за ребенком и его родителями существенной роли в образовательном процессе.

Анализ показывает, что в существующей системе дефиниций понятие школьной дезадаптации не является ни описательным, ни диагностическим. Это понятие во многом собирательное и включает социально-средовые, психолого-педагогические, медико-биологические факторы или вернее условия развития самого явления школьной дезадаптации. Вторым следствием является устойчиво выраженная тенденция направлять к психологу и к врачу, например, психиатру, ребенка, с которым учитель постоянно встречает затруднения.

Дезадаптация учащихся начальной школы: её причины, методика определения и коррекция.

В этой новой ситуации несоответствие ребенка условиям микросоциальной среды, требованиям учителя и школы перестало быть указанием на его (ребенка) дефективность. Другая группа детей детей риска школьной дезадаптации в модели дизадаптивного подхода — дети с отклонениями от усредненного уровня развития и жизнедеятельности здорового ребенка.

1. Дети из этих групп риска оказываются чаще всего в положении «аутсайдеров» в силу своей подверженности воздействию негативных микросоциальных и макросоциальных факторов. 2. По этим группам риска в настоящее время ежегодно фиксируется все возрастающее число детей, нуждающихся в специальных подходах в воспитании и обучении.

5. По отношению к детям из этих групп риска в области дифференциации образования и специальных коррекционно-развивающих программ обучения сделано явно недостаточно.. В школьные годы особенно уязвимым в этом отношении является период начального обучения. И хотя проявления школьной дезадаптации на этом возрастном этапе имеют наиболее мягкие формы, ее последствия для социального роста личности оказываются губительными.

При сравнительной оценке возникает иллюзия близости позиций социально-дизадаптивного и социально-психологического подходов в интерпретации школьной дезадаптации, но эта иллюзия условна. На основе проведенного анализа различных подходов к проблеме школьной дезадаптации можно сформулировать ключевые задачи диагностики, коррекции, реабилитации и профилактики школьной дезадаптации.

Указав базисные методические основания, мы определяем в настоящей работе школьную дезадаптацию следующим образом. Одной из самых важных перемен в современном образовании является то, что оно становится инклюзивным, открытым, доступным для каждого ребенка, независимо от его нужд и потребностей. Получить в электронном виде (бесплатно). Так или иначе, поступление в школу всегда связано с изменением привычного образа жизни и требует адаптации к новым условиям социального существования.

Факторами, не благоприятно сказывающими на адаптацию ребенка к школе, являются такие интегративные личностные образования, как самооценка и уровень притязаний. Как показывают исследования причины школьной дезадаптации в основном лежат вне школы – в сфере семейного воспитания. Преодоление любой формы школьной дезадаптации, прежде всего, должно быть направлено на устранение причин, ее вызывающих.

Зависимость же школьной успеваемости от интеллекта не нуждается в доказательствах. 3. Дубровина И.В., Акимова М.К., Борисова Е.М. и др. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. 4. Елодимова И.В. Диагностика и коррекция мотивации учения у дошкольников и младших школьников.

1. Понятия «адаптация» и «дезадаптация» в психологии. Дети, испытывающие трудности в выполнении школьных требований, составляют так называемую «группу риска» возникновения школьной дезадаптации. Ниже приведена схема взаимодействия различных факторов риска в процессе развития школьной дезадаптации.

Читайте также: